Этапы работы психолога с клиентом

Наше общение с психологом или социальным работником порой складывается настолько непринужденно, что порой кажется процесс общения обычной коммуникацией. На самом деле, специалист проводит своего клиента через определенные этапы ведения беседы, о которых расскажет эта статья.

В работе психолога или социального работника с клиентом фактически возможны четыре зоны, в какие может попасть как специалист, так и человек, с которым он занимается.
Первая зона – это постановка проблемы. Во время этой зоны психолог узнает максимальное количество информации, которую можно узнать за определенный срок. Если же с клиентом работает социальный работник, этот этап у него должен занимать очень мало времени, так как во многих случаях, нет времени собирать ее. Это могут быть случаи, когда наркоман или алкоголик, которого реабилитирует социальный работник, находится на грани срыва. В таком случае нужно быстро узнать причины возможного срыва и переходить во вторую фазу.

Вторая фаза у нас называется фазой решения проблемы. Как специалист, так и клиент может высказывать собственные предположения касательно определенной проблемы, а также психолог может высказывать собственное мнение по поводу появившихся во время этой фазы идей. Эти две фазы можно назвать основными. Казалось бы, эта цепочка исчерпывающая. Но как все в этом мире, на нее могут повлиять факторы. Итак, сопутствующие фазы.

Фаза положительных эмоций помогает решить проблему. Между специалистом и клиентом устанавливаются теплые, доверительные отношения, которые влияют положительно на процесс принятия решений. В противовес фазе положительных эмоций ставится фаза отрицательных эмоций, которая влияет совершенно противоположно на процесс решения проблемы.

Эти фазы часто пересекаются непосредственно с этапами работы с клиентом. Они бывают такими. Первый этап – это постановка цели общей работы. Бывает, что какой-то клиент пришел поплакаться, какой-то решить проблему, а кто-то просто отлынивает от работы. Нужно узнать, зачем он пришел. Вторым этапом является ориентация. Это может быть более углубленное изучение поставленной проблемы. Здесь может собираться анамнез ситуации или психологической проблемы, в зависимости от того, социальный работник работает или психолог.

Во время третьего этапа происходит собственно, вмешательство в душевную среду клиента. Этот период называется переориентацией, когда социальный работник или психолог решает проблему, которая возникла у человека.

Такие этапы проходит любая работы психолога с клиентом. Конечно, бывают модификации систем, но эта система стандартизирована. Также может отличаться период длительности определенного этапа в зависимости от проблемы и кто ее решает, социальный работник или психолог.