Поведенческие тесты при паническом расстройстве

Поведенческий тест служит полезным инструментом для оценки степени избегания специфических ситуаций. Такие тесты могут быть стандартизованными или конструируются индивидуально. Стандартизованный поведенческий тест при ПР/ПРА (Паническое Расстройство/Паническое Расстройство и Агорафобия) обычно включает в себя ходьбу пешком или езду на автомобиле по определенному маршруту, например в радиусе одной мили от клиники.
Уровень тревоги оценивается через строго определенные интервалы времени и сопоставляется с реально преодоленным расстоянием. Недостатком такого теста является то, что он годится не для всех клиентов. Например, прогулка на расстояние в одну милю может вызвать у некоторых людей лишь минимальные признаки тревоги. Поэтому, как правило, используются индивидуально подобранные задания, затрагивающие от трех до пяти ситуаций, которые сам клиент ранжирует от минимально до максимально трудных. Это может быть езда по шоссе с пересечением двух перекрестков, ожидание своей очереди в банке или 15-минутное пребывание в местном супермаркете. Для каждой ситуации измеряются максимальный уровень тревоги и степень выполнения задания (отказ, попытка с последующим отказом, выполнение задания). Индивидуально подобранные поведенческие тесты являются более информативными для клиницистов, хотя для исследовательских целей этот подход слишком субъективен и не позволяет сопоставлять полученные для разных клиентов данные.
Стандартизированные и индивидуально подобранные поведенческие тесты подвержены накладкам, связанным со страхами и избеганием определенных ситуаций, а также улучшением в результате вмешательства (Borkovec, Weerts, & Bernstein, 1977). С другой стороны, поведенческие тесты являются хорошим дополнением к самоотчетам об агорафобическом избегании, поскольку клиенты склонны недооценивать свои возможности (Craske et al., 1988). Кроме того, поведенческие тесты часто позволяют выявить неосознаваемую человеком информацию, необходимую для адекватного планирования вмешательства. Склонность находиться вблизи возможных опор, например стен или перегородок, иногда можно выявить, лишь понаблюдав за тем, как клиент ходит по супермаркету.