Психоанализ личности

Что представляет собой психоанализ личности и для чего он необходим? Казалось, бы первыми, к кому можно обратиться с таким вопросом, должны быть психологи. Но какую настоящую роль играет психоанализ в психологии? Как правило, многие психологи и психотерапевты имеют достаточно критичное отношение к явлению психоанализа и даже серьезно не рассматривают его. Но интересен тот факт, что многие из них как раз вышли из такого анализа. Именно психоанализ личности в свое время помог практически каждому психологу стать свободным человеком после проработки собственных психических комплексов. По крайней мере, если говорить об именитых психологах. Каждым из них были обнаружены собственные инсайты (то есть, бессознательные конфликты), преодолен этап сопротивления и психической проработки основного конфликта (он есть у каждой личности). В конце концов, он попробовали поступать иначе и обрели определенную свободу от повторения прошлых стереотипов. Построение доктрины Фрейда основано на предположении Фрейда о вытеснении комплекса патологических представлений из области сознания и последующего действия бессознательного. Бессознательно в свою очередь Фрейд мыслил в качестве области господства человеческих стремлений, связанных с сексом. Человеческая жизнь в целом рассматривается как область господства всевозможных стремлений сексуального плана, которые возникают бессознательно. Это может быть как стремление к удовольствию, так и стремление к неудовольствию.

Поэтому можно сказать, что на самом деле психоанализ в психологии играет очень важную роль, какое бы отношение к нему не демонстрировали сами психологи. Естественно, что имеется в виду вовсе не теоретическая часть психоанализа, а практическая, как работа с собственными трудностями. Само собой разумеется, он представляет большую ценность для каждой личности — как для психологов, так и для их клиентов. В литературе по психологии достаточно детально описываются многие сессии психоанализа и его терапевтические эффекты. Но настоящая психоаналитическая работа (а вернее — ее положительные результаты) проявляются только на практике.

Если говорить про психоанализ в философии, то многие исследователи полагают, что философские учения не оказали существенного влияния на Фрейда, поскольку учение было основано на основе практического наблюдения за людьми, страдающими от истерии. Основы психоанализа расположены в психиатрической и физиологической концепции, по мнению этих людей. Но находятся исследователи, которые считают, что философские идеи обязательно повлияли на учение Фрейда. Главным образом, они называют имена таких философов, как Аристотель, Платон, Шопенгауэр, Ницше и так далее. Известно, что Фрейд был знаком с философией Платона. Он вполне могу оттуда взять представление про бессознательное, поскольку древнегреческий философ всерьез размышляет о неосознанном человеческом знании. Вообще в древнегреческой философии множество тем, которые вплотную приближаются к такому явлению, как психоанализ личности. Поэтому можно смело говорить о том, что психоанализ в философии занимает достойное место.

Необходимо также в совокупности рассматривать такие явления, как психоанализ и неофрейдизм. Последнее течение сформировалось в Соединенных Штатах. Этому способствовала разработка эффективных методов проверки основной концепции, которую предлагает психоанализ. После этой разработки исследователи выявили ряд недоработок и ошибок, и после их исправления возник неофрейдизм. В качестве первых основателей можно назвать психологов Хорни, Салливана, Адлера, Фромма, Рейха.

Если брать такие учения, как психоанализ и философия неофрейдизма, то как раз последнее и более современное учение не рассматривает сексуальную подоплеку бессознательного в качестве центра всех явлений человеческой жизни. Хотя бессознательное все также остается самым важным элементом психики. Например, тот же Адлер выдвинул концепцию про то, что личность – это продукт собственного творчества. А в основе человеческого поведения лежит бессознательное стремление к власти и превосходству.

Психоанализ и неофрейдизм связываются явлением бессознательного, но биопсихическая структура человеческого характера состоит из трех слоев – поверхностного, промежуточного и биологического. Поверхностный слой представляет собой социальную кооперации, в котором настоящее человеческое лицо прячется за маской любезности. Промежуточный слой представляет собой антисоциальный слой (то есть, то самое бессознательное). Биологическое ядро такого слоя состоит из специальных импульсов, после излучения которых человек кажется трудолюбивым, честным и положительным. Сексуальная свобода необходима людям затем, чтобы промежуточным слоем не порождалась агрессия личности. Таким образом, психоанализ и философия неофрейдизма во многом совпадают.