Психолог школьный

Для любой развитой страны наличие в образовательном учреждении психолога-педагога, или даже целой команды специалистов является вполне обычным делом. В российских же школах эта штатная единица появилась всего десять лет назад, и при внедрении должности сложилась довольно странная ситуация. В первые годы никто особенно не вдавался в подробности, какую именно работу должен выполнять психолог, поэтому его чаще всего просили проводить дополнительные уроки, тематические классные занятия или заменять отсутствующих учителей. Но зачастую ставка психолога-педагога оставалась без внимания, и эта штатная единица оставалась пустой, за исключением единичных случаев.
На сегодняшний день ситуация немного изменилось, психолог есть практически в каждой школе. Но до сих пор нет понимания ни со стороны родителей, ни со стороны педагогического состава, зачем собственно говоря, нужен этот специалист.

С точки зрения министерства образования, на этот вопрос есть четкий ответ: психолог школьный должен осуществлять оптимизацию учебного процесса. Основные положения его деятельности были разработаны и утверждены еще в тот период, когда наличие специалиста данного профиля в учебном учреждении было редкостью. Однако они не изменились и по сей день, и включают в себя такие виды работ как просвещение, психологическую профилактику, консультирование, диагностику, коррекцию и деятельность, направленную на профориентацию учеников старших классов. При этом специалист должен осуществлять мониторинг за всеми возрастными группами.

Группы и характерные осложнения:
— первоклассники и их адаптация к школе;
— четвероклассники и их готовность к переходу в средние классы, как умственная, так и психологическая;
— пятиклассники и адаптация к среднему звену;
— восьмиклассники и их острый период взросления;
— учащиеся старших классов и их профориентация.

Казалось бы, все аспекты охвачены, учтены все возрастные группы и наиболее острые проблемы, но в реальности все выглядит не так радужно. Рассмотрим каждый вид работы психолога школьного более подробно, с учетом того, как это выглядит в действительности.
Возьмем, к примеру, психологическое просвещение – оно, как правило, сводится к участию психолога в педсоветах и собраниях, реже – к проведению тематических классных занятий, на которых присутствуют только дети.

Профилактические мероприятия не проводятся или проводятся нерегулярно, а для того чтобы они были результативными, их нужно проводить по заранее разработанному плану.

Консультативная деятельность специалиста в школе – вопрос особый, и в этой сфере сложилась довольно непростая ситуация. С одной стороны, психолог для подростка, учащегося младших классов, родителя или педагога сможет оказать вполне реальную помощь. Но чтобы ее оказать, специалист должен как-то узнать о возникшей проблеме, ведь у нас до сих пор и взрослые, и дети считают психологические консультации некоторой смесью из попыток узнать о тебе все самое плохое и гадания на кофейной гуще. В условиях обычной школы психолог-педагог не может охватить весь ученический состав, а напрямую ученики не спешат обращаться. С педагогами ситуация складывается еще хуже – психологу невероятно тяжело быть членом коллектива, и одновременно анализировать своих коллег, более того, выдавать им рекомендации.

С другой стороны, психолог школьный часто оказывается заложником своей профессии и не может отказать в помощи никому. Но этот специалист должен работать с детьми и с взрослыми только в тех аспектах, которые напрямую касаются детей. Более того, психолог в школе не обязан полностью вести какого-то ребенка, он может только перенаправить его к другому специалисту. Это можно сравнить со школьным медпунктом, который осуществляет профилактику и оказывает первую помощь, но за настоящим лечением нужно все-таки обращаться к профильному врачу.

Психодиагностика – самое любимое занятие всех школьных психологов, однако на нее нужно смотреть объективно. Конечно, психологический портрет ребенка, с цифрами, графиками, групповыми диаграммами по личностным составляющим выглядит очень впечатляюще, но насколько он соответствует действительности? Ведь такая диагностика не является результатом множества бесед с каждым конкретным ребенком, на это у психолога просто не хватит времени. Все психологические портреты составляются по экспресс-тестам, и хорошо еще, если они взяты из методических пособий, хотя такой анализ будет проделан с большой вероятностью погрешности. Но совсем плохо, если эти тесты были взяты из непонятной литературы или из сети Интернет, в этом случае о психодиагностике вообще речи не идет.

Коррекция – волшебное слово, для тех, кто плохо знаком с психологией. Но для того, чтобы человек смог решить проблемы, нужно чтобы он понимал причины их возникновения, и что гораздо важнее – сам хотел исправиться. Такое сочетание встречается редко, так что психологическая коррекция в школе – процесс малорезультативный, хотя и вполне безвредный. Проводится она, как правило, в виде индивидуальных или групповых занятий.

И наконец, профориентация, направленная на осознанный выбор профессии. Психолог для подростка должен объяснить все нюансы выбора дальнейшего жизненного пути, но для этого специалист должен хорошо знать положение на рынке труда и спрос и предложения на разные профессии. Поскольку не все психологи хорошо знакомы с основами рынка, рекомендации по профориентации часто оказываются оторванными от реальной жизни.

В итоге, картина рисуется безрадостная. Однако стоит отметить, что есть положительные тенденции. Связано это с тем, что, если раньше, в связи с нехваткой психологов, их обучение проводили в любом педучилище, то теперь в школы предпочитают приглашать специалистов профильных ВУЗов. Так что остается только подождать, пока не появиться новая смена психологов — грамотных, инициативных, постоянно пополняющих свои знания. Возможно, они смогут изменить мнение окружающих об этой профессии.