Сессия 3 с Синди

Синди отдала психотерапевту свою домашнюю работу сразу, как только вошла в кабинет. Психотерапевт просмотрела записи и отметила, что Синди хорошо поработала над определением своих чувств и выявлением мыслей.
Поскольку целью этого упражнения было выявление мыслей и чувств, а не их изменение, психотерапевт отметила склонность к самообвинению, которая четко просматривалась, но не стала обсуждать это с пациенткой. Психотерапевт спокойно констатировала, что Синди не позволяла Марку себя насиловать, и указала, что «альтернатива ужасна — вы не позволили ему, а он все равно это сделал».
Психотерапевт спросила у Синди, почему ее внимание привлек Тед Кеннеди, а не Уильям Кеннеди Смит. Синди ответила: «Тед Кеннеди — преступник вдвойне. Он обладает политической властью. Он убил девушку и не понес никакого наказания. Он защищал своего племянника». С учетом ее представлений об обществе психотерапевт сказала, что не понимает причин для подобных чувств у Синди. В ответ Синди начала развивать тему о том, что все люди плохие. Она упомянула о насилии и нищете, а также о том, что власть имущие слишком много зарабатывают, в то время как другие не имеют крова над головой. Синди была чрезвычайно взволнована, иногда на ее глазах появлялись слезы. Психотерапевт поинтересовалась, считает ли она плохими тех богатых людей, которые пытаются помочь обездоленным. Синди ответила, что это бывает редко. Психотерапевт решила проверить, насколько сильны убеждения Синди в том, что все люди плохие, и спросила, следует ли отнести к плохим людям также бездомных.
С: Нет.
Т: Вы же говорили обо всех
С: Я не считаю бездомных типичными представителями общества (пауза), наверное, я так думаю потому, что Марк в глазах большинства добился больших успехов.
Т: Поэтому все, кто находится с ним на одной ступени социальной лестницы, такие же, как Марк.
С: Да, потому что им ни до чего нет дела, поэтому они и добились таких успехов.
Т (пытается выяснить, не демонстративное ли это заявление); Среди них есть разные люди.
С (пауза): Я точно знаю, что все плохие.
Хотя сначала трудно судить о причинах недовольства Синди обществом, психотерапевт сочла, что вряд ли дело тут только в чрезмерной генерализации опыта общения с Марком. Фокусируя внимание на своем негодовании по поводу представителей высшего общества, Синди пыталась избежать неприятных переживаний, связанных с обсуждаемой проблемой — изнасилованием. Говоря в общем, она могла не детализировать собственную проблему. Поскольку задачей терапии СРТ является развенчание пациентами своих ложных убеждений, психотерапевт пустила пробный шар, но не стала настаивать на своем мнении. Синди продолжала упорствовать, отстаивая свои радикальные убеждения, но психотерапевт и не ожидала быстрых изменений. Она сконцентрировалась на оказании пациентке поддержки и налаживании раппорта, чтобы помочь ей пережить наиболее трудные сессии. Психотерапевт сдержанно отнеслась к обличительным речам Синди: ввязавшись в спор о пороках общества, она рисковала подкрепить избегание пациенткой собственных проблем.
Психотерапевт похвалила пациентку за ее способность узнавать и правильно называть мысли и чувства, предложив ей описать их в следующей домашней работе, посвященной изнасилованию. Синди поинтересовалась, о каком именно изнасиловании следует писать, ведь их было несколько. Психотерапевт порекомендовала описать наиболее травмирующее переживание; по мнению Синди, это было первое, и начать надо было именно с него. Синди было предложено в качестве домашнего задания детально описать первый случай изнасилования, включая максимальное количество своих ощущений. Кроме того, ей следовало подробно остановиться на своих мыслях и чувствах. Начать следовало как можно скорее, выбрав для этого подходящее место, где можно было бы свободно выражать все свои эмоции. Если выполнить задание за один раз будет трудно, необходимо подчеркнуть строку, на которой была сделана остановка. (Часто место, на котором останавливается пациент при описании события, как раз и является «камнем преткновения», когда была прекращена борьба или произошло нечто особенно ужасное.) Впоследствии, когда Синди найдет в себе силы продолжать, ей надо будет перечитать написанное. Если она о чем-то не помнит, следует пропустить строку и продолжить дальше. Кроме того, ей было рекомендовано ежедневно перечитывать свою работу вплоть до очередной сессии.
Синди разъяснили стоящие перед ней задачи: восстановить в памяти прошедшие события, вновь их прочувствовать и совместно с психотерапевтом приступить к поиску «камней преткновения». Пациентку предупредили, что неделя предстоит трудная, но наиболее сложный этап терапии скоро будет позади.