Тренинг-прививка от стресса

Самым первым методом комплексной терапии для переживших изнасилование была тренинг-прививка от стресса, основанная на работах Мейхенбаума. Целью терапии было привить пациентам ощущение власти над страхами, дав им возможность освоить навыки совладания. Этот подход адаптируется к индивидуальным проблемам и потребностям каждого пациента, он гибок и может быть использован как при индивидуальной, так и при групповой работе. Подход SIT включает в себя несколько этапов. Первый этап — подготовка к терапии с преподаванием основ психологии, чтобы дать пациенту представление о сути его проблем, природе и происхождении страха и тревоги, позволить осмыслить произошедшее и его последствия. (Отметим, что большинство пациентов с ПТСР после изнасилования — пациентки женского пола.) При тренинге SIT используются принципы теории научения. Наряду с этим разъясняется, что реакции страха и тревоги разворачиваются по трем каналам (Lang, 1968): 1) физическому, или вегетативному, 2) поведенческому, или моторному, 3) когнитивному. Приводятся конкретные примеры, чтобы пациент мог выявить собственные реакции по каждому из каналов. Разъясняются и обсуждаются взаимосвязи между каналами.
Второй этап тренинга SIT — это тренинг навыков совладания. Пациента обучают по меньшей мере двум таким навыкам (первичному и вторичному, или запасному) для каждого из трех каналов. Сначала пациент намечает страхи, от которых хочет избавиться. Ему предлагают трижды в день заполнять анкету под названием «Термометр эмоций», оценивая у себя уровень страха и удовлетворенности жизнью. Кроме того, он ведет дневник, фиксируя количество возникающих утром, в обед и вечером мыслей о том или ином намеченном для устранения страхе.
Тренинг всех шести навыков совладания имеет общую форму. Он последовательно включает в себя определение навыка совладания; обоснование его необходимости; разъяснение механизма действия навыка; демонстрацию навыка; применение пациентом навыка в проблемной сфере, не имеющей отношения к поведению, выбранному в качестве мишени; обсуждение эффективности применения навыка; и наконец, применение и практика навыка при возникновении одного из страхов-мишеней.

Эффективность прививки против стресса

Ряд исследователей сообщает об эффективности тренинга SIT для уменьшения страха, тревоги, плохого настроения и физиологической реактивности в неконтролируемых исследованиях и при работе с отдельными пациентами (V eronen & Kilpatrick, 1980, 1983; Kilpatrick & Amick, 1985). Другие авторы провели сравнительную оценку эффективности SIT и тренинга ассертивности и поддерживающей групповой психотерапии, проводимых на 12 сессиях продолжительностью по два часа каждая (Resick, Jordan, Girelli, Hutter, & Marhoefer-Dvorak, 1988). Все три подхода привели к значительному улучшению, которое сохранялось в течение шести месяцев проспективного наблюдения. Еще одна группа терапевтов сравнивала модифицированный тренинг SIT и пролонгированную процедуру РЕ (см. ниже), поддерживающее консультирование и запись на «лист ожидания» (контрольная группа), при этом работа с пациентами проводилась в индивидуальном формате (Foa, Rothbaum, Riggs, & Murdock, 1991). Поскольку исследователи пытались избежать взаимодействия техник, чтобы не нарушить чистоту эксперимента, они исключили эксперимент in vivo, т. е. столкновение с пугающими стимулами. В этом исследовании тренинг SIT оказался наиболее эффективным непосредственно после терапии, позволяя уменьшить симптоматику ПТСР, тревогу и депрессию. Вместе с тем, по результатам проспективного наблюдения продолжительностью три с половиной месяца, наиболее эффективным был подход предъявления. Сравнительно недавно Фоа с коллегами сопоставили результативность модифицированного тренинга SIT, пролонгированной экспозиции РЕ и их комбинации (Foa et al., 1999). Обнаружилось, что сочетание этих двух подходов не повышает эффективность каждого из них в отдельности. Вместе с тем следует отметить, что по протоколу исследования участникам группы с комбинированной терапией была проведена лишь половина SIT и РЕ, поскольку число сессий было неизменным, и на каждой из них уделялось время SIT и РЕ поровну. Если же представить, что навыки тренинга SIT осваивались вначале и лишь затем следовала пролонгированная экспозиция РЕ (или же имела место какая-либо иная комбинация этих подходов), результаты могли быть совсем другими.